ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА. И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ
Топливная система включает в себя элементы и агрегаты (баки, трубопроводы, краны, приборы, насосы и т. п.), обеспечивающие размещение топлива на самолете и его подачу к двигателю.
К топливной системе самолета предъявляются следующие основные требования:
она должна иметь высотность, превышающую практический потолок самолета;
обеспечивать надежность в работе и безопасность в пожарном отношении;
выработка топлива из баков должна быть полной и не сопровождаться подсосом воздуха в систему из освободившихся баков;
в кабине летчика должны быть предусмотрены приборы и сигнализаторы, обеспечивающие надежный контроль за работой системы и за количеством топлива в баках;
соединения и агрегаты системы должны обеспечивать полную герметичность и быть устойчивыми против химического воздействия топлива.
Границей высотности системы является высота, на которой начинает возникать явление кавитации, сущность которого состоит в образовании в трубопроводах, насосах и других элементах системы паровоздушных пробок, появляющихся из-за интенсивного испарения топлива на больших высотах и выделения из него растворенного воздуха.
Для повышения высотности топливных систем самолетов в линии всасывания основных топливных насосов устанавливаются подкачивающие насосы.
Для предотвращения пожара из-за течи топлива топливные агрегаты и трубопроводы располагают по возможности дальше от опасных в пожарном отношении зон двигателя и его выхлопной системы.
Топливная система самолета Л-29 состоит из двух размещенных в фюзеляже металлических топливных баков общей емкостью 1030 л. Под крылом самолета могут устанавливаться два подвесных топливных бака общей емкостью 300 л с системой поддавливания.
Кроме того, в топливную систему самолета входят: система дренажирования основных топливных баков; перекрывной топливный кран, который на самолетах с 16-й серии имеет управление из передней кабины; подкачивающий насос ПЦР-1В; топливный фильтр низкого давления; перепускной клапан; сигнализатор давления СД-3; линия подвода топлива от подвесных баков к заднему топливному баку.
Основные эксплуатационные данные системы приведены в таблице.
Таблица 7
Наименование |
Основная система |
Система подвесных баков |
1 |
2 |
3 |
Общая емкость баков, л |
1030 |
300 (2X150) |
Количество баков, шт. Емкость основных баков, л: |
2 |
2 |
переднего |
670 |
— |
заднего |
360 |
150 |
Давление в подвесных топливных баках, кгс/см2 |
— |
0,4…0,45 |
Тип баков |
Металли- |
Металли- |
ческие |
ческие |
|
Аварийный остаток топлива, л |
200 |
— |
Нерасходуемое количество топлива в основных баках, л |
10 |
— |
Емкость отсека отрицательных перегрузок, л |
12 |
— |
Время полета в перевернутом положении, с |
20 |
‘— |
Время, через которое можно выполнить очередной полет в перевернутом положении, с |
30 |
|
Время выработки топлива из подвесных баков, мин |
25 |
На самолете применяются топлива марок РТ, Т-1, ТС-1. |
Все указанные топлива стабильны при хранении: они могут храниться в течение нескольких лет, не меняя своих качеств.
Технические условия на топлива приведены в главе XIX.